А вот и давно обещанное :) - описание по созданию моей последней бутылочной фантазии, фотографии которой уже ранее показывала здесь.
Прошу нижеприведенное описание воспринимать не как мастер-класс, а именно как просто описание хода работы, т.к. в процессе не все получалось сразу так как задумывалось и об этом я тоже буду говорить…
На создание "Пиритизированой фантазии" меня вдохновил конкурс "Техника декорирования гипсом, алебастром, художественной штукатуркой" и ископаемые раковины аммонитов.
Изначально идея была следующей: литровую бутылку от ликера Baileys поместить в гипс с отпечатками растений и ракушками, при этом постараться сохранить бутылочную форму. Кроме того нужно было оставить фрагменты стекла чистыми, чтобы на нем контурами нарисовать срез пиритизированного аммонита.
Что касается работы с гипсом, то я в основном ориентировалась на мастер-класс keltma ГИПСОВЫЕ ОТЛИВКИ ПО ЛИСТЬЯМ.
Раздумывая над тем, как поместить в гипс бутылку, одним из вариантов было использование пластикового ведерка – закрепить изнутри на его стенках листья и раковины, поставить внутрь бутылку и залить гипсом. Но от этой идеи я отказалась, т.к. в данном случае, во-первых, гипс принял бы форму ведерка, а верхнюю часть бутылки пришлось бы формировать дополнительно вручную; во-вторых, те места на стекле, которые нужно было оставить чистыми, закрыв их масками, также оказались бы под слоем гипса. Поэтому решила «обернуть» бутылку в гипс. Для этого за неимением песка расстелила в картонной коробке с невысокими бортиками мягкую ветошь, сверху накрыла целлофаном и разложила на нем листья, веточки и пустые раковины улиток. На бутылку наклеила маски из самоклеящейся пленки в форме аммонита (подробно о масках я рассказывала здесь). Развела гипс как в вышеуказанном МК и добавила в него ПВА, чтобы раствор застывал медленнее. Равномерно распределила гипс по поверхности пакета, оставив чистым место в центре – туда положила бутылку одной из сторон с маской вниз и быстро стала заворачивать ее в пакет. Столкнулась со следующими неудобствами данного метода: несмотря на то что я старалась работать очень быстро гипс застывал еще быстрее и к тому моменту когда я обернула бутылку полностью он уже был настолько твердым, что подправить форму было нельзя. Кроме того жидкий раствор с краев пакета стекал к центру из-за чего слой гипса в нижней части оказался толще чем было нужно, а на ту сторону бутылки, что была сверху, его не хватило несмотря на то, что все было рассчитано с запасом. Не знаю насколько понятно мне удалось описать этот процесс словами, но как оказалось фотографию тогда я сделала только одну. Вот что получилось.
Что касается работы с гипсом, то я в основном ориентировалась на мастер-класс keltma ГИПСОВЫЕ ОТЛИВКИ ПО ЛИСТЬЯМ.
Раздумывая над тем, как поместить в гипс бутылку, одним из вариантов было использование пластикового ведерка – закрепить изнутри на его стенках листья и раковины, поставить внутрь бутылку и залить гипсом. Но от этой идеи я отказалась, т.к. в данном случае, во-первых, гипс принял бы форму ведерка, а верхнюю часть бутылки пришлось бы формировать дополнительно вручную; во-вторых, те места на стекле, которые нужно было оставить чистыми, закрыв их масками, также оказались бы под слоем гипса. Поэтому решила «обернуть» бутылку в гипс. Для этого за неимением песка расстелила в картонной коробке с невысокими бортиками мягкую ветошь, сверху накрыла целлофаном и разложила на нем листья, веточки и пустые раковины улиток. На бутылку наклеила маски из самоклеящейся пленки в форме аммонита (подробно о масках я рассказывала здесь). Развела гипс как в вышеуказанном МК и добавила в него ПВА, чтобы раствор застывал медленнее. Равномерно распределила гипс по поверхности пакета, оставив чистым место в центре – туда положила бутылку одной из сторон с маской вниз и быстро стала заворачивать ее в пакет. Столкнулась со следующими неудобствами данного метода: несмотря на то что я старалась работать очень быстро гипс застывал еще быстрее и к тому моменту когда я обернула бутылку полностью он уже был настолько твердым, что подправить форму было нельзя. Кроме того жидкий раствор с краев пакета стекал к центру из-за чего слой гипса в нижней части оказался толще чем было нужно, а на ту сторону бутылки, что была сверху, его не хватило несмотря на то, что все было рассчитано с запасом. Не знаю насколько понятно мне удалось описать этот процесс словами, но как оказалось фотографию тогда я сделала только одну. Вот что получилось.
Сфотографирована та часть бутылки, которая лежала внизу. После того как я сняла с бутылочного стекла маску (вернее выковыряла ее из гипса ), поняла, что рисовать аммонит не стоит из-за слишком толстого слоя гипса вокруг. Если бы я начала его срезать, делая переход от гипса к стеклу более плавным, то испортила бы отпечатки растений… Поэтому решила закрыть это отверстие аммонитом, вылепленным из керапласта. Таким образом мне пришлось немного изменить первоначальную идею и на одной стороне сделать аммонит объемный, а на второй – в срезе.
Те части стекла, которые остались незакрытыми гипсом я решила замазать строительной шпаклевкой и на ней также сделать отпечатки растений и закрепить раковины.
Чтобы удалить из гипса растения, а также подчеркнуть раковины и форму бутылки я использовала деревянные палочки, зубочистки, жесткую кисть и канцелярский нож. Кстати, работать с палочками мне очень понравилось – гипс мягкий и аккуратно соскоблить лишний слой такой палочкой намного удобнее, чем ножом. Но в целом процесс получился достаточно трудоемким из-за того, что листья были мелкими и многие растения и раковины «утонули» в гипсе. Отдельно хочу сказать о раковинах. Некоторые из них раздавились уже потом, когда я клала бутылку на бок. Поэтому наверное имело смысл предварительно залить внутрь раковин гипс, чтобы они не были полыми.
Получился такой промежуточный результат
После того как я решила лепить аммонит возникла новая проблема – как его покрасить, чтобы было похоже на перламутровую поверхность настоящей раковины пиритизированного аммонита. Набора интерферентных красок в магазине для творчества я не нашла. Те краски, что в продаже в строительных магазинах были только двух перламутровых оттенков - зеленого и розового. Впрочем, также как и лаки для ногтей… А мне хотелось чтобы мой аммонит был хоть немного похож на эти
О том, какие материалы мне для этого нужны я узнала немного позже. Доделать бутылку к конкурсу я уже не успевала и решила не спешить, чтобы не красить ее подручными материалами.
И вот благодаря стечению обстоятельств я опять вернулась к работе над ней. Первое из них – это возвращение из Америки подруги, которая сделала мне шикарный подарок и по моей просьбе привезла набор порошковых пигментов Pearl Ex. Их можно купить и на просторах СНГ, но стоят здесь они значительно дороже. Об этих пигментах я еще скажу ниже... Второй стимулирующий фактор – это очередной конкурс "Трафареты, маски, оттиски и штампы". Моя бутылочка подошла по теме, т.к. на ней присутствуют оттиски листьев, а также использованы маски.
Продолжение работы было таким.
Из керапласта скатала колбаску, сильно сужающуюся к одному концу. Затем деревянной палочкой сделала углубления по всей длине и стала сворачивать спираль. Но керапласт оказался совершенно неэластичным (возможно я его недостаточно размяла перед началом работы) – при сворачивании он ломался на сгибе . И если внешнюю часть аммонита мне удалось подправить, замазав трещины, то попытки улучшить серединку ни к чему хорошему не привели. Решила оставить как получилось, в надежде, что после высыхания керапласта мне удастся как-то исправить результат
Но по прошествии двух дней серединка оставалась еще сырой, а сроки конкурса уже поджимали. Тогда решила ее полностью переделать. В процессе «реставрации» (иначе не назовешь :)) внешняя часть аммонита разломалась на несколько частей. Но это было даже удобнее, чтобы доработать его форму и отполировать, для чего я использовала деревянную палочку и мягкую ткань.
Высохший аммонит «уложить» в углубление на бутылке теперь было сложнее. Решила использовать термоклей, чтобы поднять уровень и заодно закрепить все элементы. Но в процессе прозрачный клей у меня закончился, а на черном керапласт держаться не хотел. Поэтому дополнительно зафиксировала лепку суперклеем. Трещины и стыки присыпала манкой, приклеенной на густой ПВА.
Далее мне нужно было немного доработать верхнюю часть бутылки. Помня как было утомительно доставать небольшие стебли из гипса я решила в этот раз смалывать их растительным маслом. Для создания отпечатков использовала те же растения, что и летом, кроме лиственных. Делать оттиски на шпаклевке мне не очень понравилось, поэтому решила использовать керапласт.
Но после высыхания керапласт кое-где потрескался. Те трещины, что не пересекались с отпечатками, опять замазала керапластом. На этом все этапы по работе с формой были завершены.
Для покраски были использованы следующие материалы:
- аэрозольная черная металлическая акриловая краска ColorWorks;
- конуры для ткани Javana (цвет perlsilber Gold) и Decola (с блестками бронзовыми, золотыми и многоцветными);
- пигментная пудра Pearl Ex;
- сухой золотой глиттер;
- аэрозольный акриловый лак Motip;
- битумный воск Ferrario
Последовательность покраски пришлось немного нарушить, т.к. на следующий день мне нужно было уже отправлять фото работы на конкурс. Красить из баллончиков решила с утра на свежем воздухе и приступила к росписи аммонита. На стекле через трафаретную бумагу нанесла контур среза раковины. Для росписи использовала контур и глиттеры для ткани, т.к высыхая они становятся плоскими. Контуром цвета perlsilber Gold Javana обвела разметку. Далее нанесла глиттеры и оставила высыхать. С утра прикрыла роспись маской из самоклеящейся пленки и покрасила бутылку черной металлической краской из баллончика.
На данном этапе работа выглядела так
Перед использованием пигментов хотела слегка выделить все раковины, покрыв их слоем белой перламутровой краски со слабой укрывистостью. Но времени уже не осталось и я приступила к окрашиванию работы пигментами Pearl Ex.
Немного расскажу об этом материале, кратко процитировав найденное в интернете описание.
Пигментная пудра Pearl Ex создает имитацию металлической поверхности без использования металла. Может быть соединена с любыми другими красками и лаками и нанесена на любую поверхность. И конечный результат может быть самым разным - от металлического блеска до перламутрового оттенка. Можно наносить на полимерную глину, стекло, металл, дерево, бумагу, ткань, практически на любую поверхность. Pearl Ex безопасен, не токсичен, с нейтральным pH. Pearl Ex имеет насыщенный цвет, не бледнеет со временем и не выцветает.
Для того чтобы знать как именно тот или иной пигмент будет выглядеть на работе, удобно предварительно нанести его на пробники черного и белого цвета. У меня получился такой пробник, сделанный на скорую руку.
Нанесла пигменты на бутылку сухой кисточкой. Кое-где аммониты присыпала крупным золотым глиттером. Закрепила результат лаком из баллончика. Для большего сходства с отполированным срезом нарисованный контурами аммонит хотела залить прозрачной витражной краской или многократно вскрыть глянцевым лаком, но опять же из-за нехватки времени не стала этого делать.
На завершающем этапе используя жесткую кисть и ватный диск нанесла битумный воск на всю поверхность бутылки (кроме аммонитов). Он придал поверхности приятный теплых блеск.
Еще фотографии готовой работы
Для меня очень много непонятных терминов, хотя мысль прослеживается отлично(просто я никогда не работала с такими материалами).. И конечный результат мне очень нравится!! )
ОтветитьУдалитьЛариса, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЯ сама с некоторыми материалами работала впервые (н-р с гипсом и пигментами)... Получилось очень много описаний, т.к. приходилось экспериментировать и исправлять полученные результаты
Так интересно! Столько труда!
ОтветитьУдалитьСпасибо за такое подробное описание!
А я вот тоже контуры Javana прикупила...
Оксана, как классно!! и спасибо, за рассказ про пигменты!
ОтветитьУдалитьстолько сейчас нового - не успеваешь следить:)
Алена, Катя - спасибо!!!
ОтветитьУдалитьАлена, мне они тоже понравились. Контурами для ткани очень удобно рисовать сплошные линии - они немного медленнее сохнут и легко подправить зубочисткой или продолжить начатую линию. Но в отличие от контуров для стекла они после высыхания становятся плоскими.
Катя, это действительно весчЬ! )))) В украинских интернет магазинах они появились не так давно и покупают их в основном только те, кто работает с полимерной глиной.
Оксана, ты гигантелло!!!Я в шоке от проделанной работы...особенно меня добил пробник по пигментам, ты что все оттенки опробовала, сколько просматриваю, у меня челюсть не поднимается, это повторить невозможно...Супер работа с супер мастер-класс (описание какое-то придумала, мастер-классище иначе не назвать)
ОтветитьУдалитьОленька, спасибо! Я его главным образом для РР делала. Фотографировала этапы на всякий случай - никогда не знаешь какое место займет твоя работа, а повторить все это еще раз я бы не решилась )))) И так уже два МК "зажала"...
ОтветитьУдалитьПробник на пигменты нужно делать обязательно, т.к. многие из них в баночках выглядят совсем не так, как будут потом на окрашенной поверхности. Это совсем просто - на бумаге нарисовала полосы черным акрилом и мазнула каждого пигмента чуть-чуть (они очень экономно расходуются). А на работе конечно использовала не все, а только те которые подошли под мою задумку. Н-р, на аммоните интерферентные цвета, поэтому он такой радужный :)
С нетерпением ждала описания работы..Полное отсутствие разочарование и восторг!Удивительный труд!Есть чему учиться и учиться. Спасибо!
ОтветитьУдалитьВот это дааа... О половине материалов я только слышала, а половину вообще не поняла. Но работа гигантская, а результат потрясающий!!! Здорово!!!
ОтветитьУдалитьОксана, просто потрясающей красоты работы!
ОтветитьУдалитьЯ сегодня разговаривала с руководителем Фрезии, они в начале июня везут коллекции разных авторов в Одессу на выставку. В прошлый раз пользовались большим успехом работы в точечной технике. Так вот, я им сказала, что знаю девочку, которая и в точечной технике работает и с бутылками и тд)))). Руководитель заинтересовалась. Если хочешь, я сведу вас, можешь мне написать. Во Фрезии и МК можно проводить
Оля, я рада, что понравилось описание! У тебя тоже можно многому поучиться - очень нравятся твои работы!
ОтветитьУдалитьЕлена,спасибо за ваш отзыв! Дополнила описание перечнем материалов, которые использовала для окрашивания
Галя, спасибо!!!Мы с ней знакомились когда-то - я принимала участие в их первой выставке "Новый год как подарок". Постараюсь завтра ответить тебе подробнее через местный форум
Спасибо всем, кто оставляет комментарии!
ОтветитьУдалитьЯ поняла, что многое в описании не совсем понятно. Если возникают вопросы, пожалуйста, уточняйте - я отвечу или внесу правки в основной текст.
Исправила ссылки на фото которые не открывались. А также добавила в текст ссылку на мой МК по маскам из самоклеящейся пленки и перечнем материалов которые использовала для окрашивания перед фотографией
Я наконец прочитала. Ты молодец. И в какой-то мере "псих". Ты не ищешь легких путей и любишь новые материалы. Ну что тебе сказать... Я это и так знала, очередной раз убедилась.
ОтветитьУдалитьЭто твой путь. Не рассчитанный на широкого пользователя, не ширпотребный.
Про контуры Явана расскажи мне. Я первый раз о них слышу.
Что касается вообще соотношения контуров ткань-стекло. То мне тканевые нравятся тем, что плоские. Если для росписи контурами без заливки. Но все-таки думаю, что "для стекла" более надежные и крепкие.
А той же Деколой пользуюсь вперемешку - какая есть.
Оленька, спасибо! Про "псих"а понравилось ))))) - мне действительно слишком нравится пробовать... Но с другой стороны сейчас я получаю тот опыт, который я смогу потом использовать для "ширпотреба" ;)
ОтветитьУдалитьJavana - очень хорошие контуры для ткани с удобными носиками и большим выбором цветов. В магазинах Черной речки они должны быть. Совершенно с тобой согласна, что на стекле по прочности они не сравнятся - тут без лака не обойтись. Но для плоских сплошных линий - очень удобны!
Сколько работы! Такая техника интересная, я даже и не представляла как и что делается, а тут ты все рассказала.спасибо большое! я хоть и вряд ли сделаю такое, но для общего развития очень интересно!
ОтветитьУдалить